Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

Словесные модели описывают ситуации (например, отдых на выходных с родителями), события (например, из истории), процессы (например, в природе фотосинтез).

Словесные описания могут быть выполнены в разных стилях. Различают разговорный и книжный стили. Разговорный стиль, как вы уже, наверное, догадались, служит для общения между людьми. Книжный стиль делится на научный, официально-деловой, публицистический и художественный.

Сегодня более подробно мы рассмотрим научный и художественный стили.

Научный стиль используется для передачи точной научной информации. К важным качествам научного стиля относятся логичность и чёткость. Данный стиль обычно используется в научных статьях, учебниках, энциклопедиях и так далее. При использовании данной модели используется большое количество слов-профессионализмов.

Профессионализмы — это слова, используемые представителем определённой профессии, специальности. Например, в речи столяров и плотников для названия инструментов употребляются слова медведка, наструг, и другие; в речи журналистов слово накладка означает ошибка, полоса – это колонка, утка – обман, шутка, фитиль и так далее.

Следующая модель – это художественные описания. Данный стиль используется в произведениях художественной литературы. Он воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует все богатство лексики. После прочтения, читатель анализирует литературное произведение, выделяет в нем объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями и так далее.

Рассмотрим несколько примеров художественного текста.

Первый: Лейтенант шёл по жёлтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

В данном тексте автор воздействует на воображение читателя, подробно описывая детали.

Или же второй пример:

•        Ваня готов был лопнуть от смеха.

•        Его грызла совесть, долго и коварно.

•        Когда она увидела цену, её задушила жаба.

•        Настроение у него было ужасным, и на душе скребли кошки.

Для большей красочности в данных предложениях используются метафоры. Метафоры – это слова или выражения в переносном смысле.

Перед подведением итогов теоретической части, необходимо обратить внимание на важные особенности естественного языка. Итак, Естественный язык, предназначенный, прежде всего, для повседневного общения, имеет целый ряд своеобразных черт:

•        почти все слова имеют не одно, а несколько значений;

•        часто встречаются слова с неточным и неясным содержанием;

•        значения отдельных слов и выражений зависят не только от них самих, но и от их окружения (контекста);

•        распространены синонимы, слова разные по звучанию, но одинаковый смыслу, и омонимы, слова, одинаковые по звучанию, но разные по смыслу;

•        одни и те же предметы могут иметь несколько названий и так далее.

Важно запомнить:

•        Знаковые модели –это модели, которые представлены в виде текста, формул или программ на специальном языке программирования.

•        Словесные описания – это модели, представленные в виде текста.

•        В словесных описаниях ситуации, события, процессы приводятся на естественном языке.

•        Стили словесных описаний: разговорный и книжный.

•        Книжный стиль делится на научный, официально-деловойпублицистический и художественный.

Перейдём к практической части нашего урока.

Задание один:

1. Открыть текстовый документ «Очень-очень вкусный пиpor.docx».

2. Заменить многоточия на слова, подходящие по рифме.

3. Сохранить документ под именем «Пирог».

Откроем текстовый редактор Microsoft Word. Затем откроем документ Очень-очень вкусный пирог с помощью вкладки файлоткрыть. Далее указываем путь к своей рабочей папке, выбираем необходимый документ и нажимаем открыть.

Далее допишем необходимые слова. Для заполнения второй строки необходимо удалить многоточие. Ставим курсор в конец второй строки. Многоточие можно выделить двумя способами: Первый. Нажать левую клавишу мыши, и провести курсор. Второй. Нажать и удерживать клавишу Shift и на клавиатуре нажать на клавишу стрелки влево. Теперь нажимаем клавишу Del и пишем слово, подходящее по рифме. Или же можно выделить многоточия одним из вышеприведённых способов и просто набрать нужное слово. В данном случае это «позвал». Таким же образом заполняем остальные строки.

Сохраним документ при помощи вкладки файл, сохранить как, указываем путь к своей рабочей папке, даём имя файлу Пирог и нажимаем кнопку сохранить.

Давайте сами создадим «фигурный» стих в виде Ёлки.

Итак, второе задание:

1. Открыть текстовый документ «Стих.с1осх».

2. Оформить стих в соответствии с образцом в виде ёлки.

3. Сохранить документ под именем «Ёлка».

Приступим к выполнению. Откроем текстовый редактор Microsoft Word. Далее при помощи вкладки Файлоткрыть, откроем необходимый документ. Для начала расположим весь стих по центру. Для этого выделим весь текст с помощью комбинации клавиш Ctrl+A и на вкладке главная, в группе абзац выберем «Выровнять по центру». Далее смотрим расположение слов. В первой строке находится предлог «На», ставим после него курсор и нажимаем клавишу Enter. Видим, что оставшаяся часть строки перескочила на следующую. Таким же образом переносим слова «детских ёлках» и «чудеса блестят в иголках». Обратите внимание, что слово «чудеса» написано в примере с маленькой буквы, а в стихотворении с большой.

Для исправления есть 3 способа:

Первый: поставить курсор перед большой буквой ч и нажать клавишу Del, затем ввести маленькую букву.

Второй способ: поставить курсор после большой буквы ч, нажать клавишу Esc и допечатать маленькую букву.

Третий способ: выделить большую букву ч и ввести маленькую. Остальную часть стихотворения оформить аналогичным образом.

Сохраним документ при помощи вкладки файл, сохранить как, указываем путь к своей рабочей папке, даём имя файлу Ёлка и нажимаем кнопку сохранить.

Подведём итоги практической части урока. Сегодня мы научились:

•        выделять символы двумя способами;

•        оформлять «фигурные» стихи;

•        заменять не нужный символ на другой, необходимый нам тремя различными способами.

ВОПРОСЫ и предложения
Заполни форму ниже